История раннего Христианства - одно из преследования и мученичества. Введенный в 1-ом столетии н. э., это было легализовано императором Константином в 313 н. э. и стало государственной религией Рима в 378. Самые потрясающие напоминания ранней христианской деятельности - катакомбы, серия подземных мест погребения, построенных под древними дорогами Рима. Христианская вера в восстановление означала, что христиане не могли кремировать своих мертвых, как был обычай в римские времена, и с похоронами, запрещенными в городских стенах, они были вынуждены выйти наружу города.
Христиане начали оставлять катакомбы в 4-ом столетии и все более и более решили быть похороненными в церквях, которые император Константин строил в городе. Хотя Константин фактически базировался в Византии, который он переименовал Константинополь в свою собственную честь, он однако финансировал честолюбивую программу строительства в Риме. Самой известной из многих церквей, которые он ввел в эксплуатацию, является Базилика ди Сан Джованни в Laterano. Построенный между 315 и 324 и преобразованный в его существующую форму в 5-ом столетии, это была модель, на которой базировались много последующих базилик. Другие showstoppers периода включают Basilica di Santa Maria в Trastevere и Basilica di Santa Maria Maggiore.
Вторая волна церкви поразила Рим в периоде между 8-ыми и 12-ыми столетиями. Поскольку раннее папство боролось за выживание против угрожающих Ломбардов, его лидеры взяли к строительству, чтобы оставить своего рода исторический отпечаток, приводящий к Базилике ди Санта Сабина, Кьеза ди Санта Прасседе и 8-ое столетие Кьеза ди Санта-Мария в Cosmedin, более известном как домой Bocca della Verità (Рот Правды).
13-ые и 14-ые столетия были темными днями для Рима, поскольку междоусобная борьба бушевала между благородными семьями города. В то время как большая часть Северной Европы и даже части Италии упивались Готическими арками и высокими хранилищами, мало длительной ценности строилось в Риме. Одно большое исключение - единственная Готическая церковь города, Кьеза ди Санта-Мария Сопра Минерва.
В условиях дизайна эти ранние христианские церкви были смоделированы на и построены, большие базилики Рима. В древних временах базилика была большим прямоугольным залом, используемым для государственных функций, но поскольку Христианство утвердилось, они все более и более приспосабливались церковными строителями города. Главная причина для этого состояла в том, что они предоставили себя отлично новому стилю религиозных церемоний, которые христиане вводили, обряды что требуемое пространство для поклонников и центр для алтаря. Языческие храмы Рима, напротив, были разработаны, поскольку символический культ сосредотачивается и не был установлен до дома верующий – фактически, большинство языческих церемоний было проведено снаружи, перед храмом, не внутри как христианские требуемые услуги.
В течение долгого времени дизайн базилики все более и более становился стандартизированным. Основной вход открылся бы на атриум, внутренний двор, окруженный colonnaded портиками, которые, в свою очередь, приведут к narthex или подъезду. Интерьер был бы прямоугольным и разделенным рядами колонок в центральный неф и проходы стороны меньшего размера. В дальнем конце главный алтарь и трон епископа (кафедра) сидели бы в полукруглой апсиде. В некоторых церквях трансепт разделил бы пополам центральный неф перед апсидой, чтобы сформировать латинский крест.