Как основной двигатель римского Ренессанса, Католическая церковь стала все более и более влиятельной в 16-ом столетии. Но с властью прибыл коррупция и призывы к реформе. Они достигли высшей точки в 95 Тезисах Мартина Лютера и далеко идущем протестантском Преобразовании. Это сильно ударило церковь и побудило контрреформацию (1560−1648), порочная и затяжная кампания возвращать людей в католический сгиб. Посреди этого большого наступления причудливое искусство и архитектура появились в качестве очень эффективной формы пропаганды. Стилистически, причудливая архитектура стремится к драматическому смыслу динамизма, эффект, которого это часто достигает, объединяя пространственную сложность с умным освещением и ярким использованием декоративной живописи и скульптуры.
Одна из первых больших церквей контрреформации была Иезуитом Кьеза дель Джезу, разработанным ведущим архитектором дня, Джакомо делла Портой (1533−1602). В движении далеко от стиля более ранних Относящихся к эпохе Возрождения церквей, фасад объявил архитектурные элементы, которые создают контраст между поверхностями и игрой света и тени.
Конец 16-ого столетия и папство Sixtus V (1585−90) отметили начало главных схем городского планирования. Доменико Фонтана (1543−1607) и другие архитекторы создали сеть главных проездов, чтобы соединить ранее несоизмеримые части растягивающегося средневекового города, и декоративные обелиски были установлены в точках зрения всюду по городу. Фонтана также проектировал главный фасад Palazzo del Quirinale, огромный дворец, который служил летним местом жительства Папы Римского в течение почти трех столетий. Его племянник, Карло Мадерно (1556−1629), также работал над палаццо, если не исправляющим проекты Браманта для Базилики Св. Петра.
В первые годы 18-ого столетия, поскольку причудливые моды начали исчезать и неоклассицизм ждал, чтобы сделать его вход 19-ого столетия, рококо ворвался в театральную жизнь. Привлекая излишки барокко, это была недолгая причуда, но тот, который оставил незабываемую марку.
Испанские Шаги, построенные между 1723 и 1726 Франческо де Санктисом, предоставили фокус многим Великим Туристам, которые были заняты, обнаруживая классическое прошлое Рима. Короткая прогулка на юго-запад, Пьацца Сант Иньяцио был разработан Филиппо Рагуццини (1680−1771), чтобы предоставить соответственно мелодраматическое урегулирование Кьеза ди Сант Иньяцио ди Лойоле, второй Иезуитской церкви Рима.
Самый захватывающий из всех, однако, был Фонтан Треви, один из самых обильных и устойчиво популярных памятников города. Это было разработано в 1732 Николой Сальви (1697−1751) и закончило три десятилетия спустя.
Никакие два человека не сделали больше, чтобы вылепить облик Рима, чем две великих фигуры римского барокко – Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) и Франческо Борромини (1599–1667). Два круто различных характера – Бернини был учтив, уверен в себе и политически искусен, в то время как Борромини, из Ломбардии, был уединенным и специфическим человеком – они привели переход от суровости контрреформации до причудливого изобилия.
Bernini, возможно, известен прежде всего его работой в Ватикане. Он проектировал Квадрат Св. Петра, разрабатывая колоннаду как ‘материнские отделения по производству церкви’, и был главным архитектором в Базилике Св. Петра с 1629. Работая над базиликой, он создал балдахин (навес алтаря) по главному алтарю, используя бронзу, раздетую от Пантеона.
Под патронажем Папы Римского Barberini Урбана VIII Bernini дали свободу действий, чтобы преобразовать город, и его церкви, palazzi, базарные площади и фонтаны остаются ориентирами по сей день. Однако, его состояния резко снизились, когда Папа Римский умер в 1644. Преемник Урбана, Невинный X, требуемый как можно меньше контакта с фаворитами его ненавистного предшественника, и вместо этого превращенный к Borromini, Алессандро Альгарди (1595−1654) и Джироламо и Карло Райнальди (1570−1655 и 1611−91, соответственно). Bernini позже возвратился в пользу с его великолепным дизайном для Fontana dei Quattro Fiumi 1651 года в центре Пьяцца Навона напротив Кьеза ди Сант Аньезе Борромини в Назад.
Borromini, сын архитектора и хорошо сведущий в stonemasonry и строительных методах, создал здания, вовлекающие сложные формы и экзотическую геометрию. Возвращающаяся особенность его проектов - квалифицированная манипуляция света, часто получаемого умным размещением маленьких окон овальной формы. Его самые незабываемые работы - Кьеза ди Сан Карло alle Quattro Fontane, у которого есть интерьер овальной формы и Кьеза ди Сант Иво alla Sapienza, который объединяет сложное расположение выпуклых и вогнутых поверхностей с инновационной спиральной башней.
В течение их карьер эти два гения часто были в горлах друг друга. Borromini очень завидовал раннему успеху Бернини, и Bernini, в свою очередь, был уничтожающим из сложного геометрического стиля Борромини.
» Фонтан Треви Дикие лошади повышается из скал в этой фантастической рококо феерии, самого большого и самого знаменитого фонтана Рима.
» Fontana dei Quattro Fiumi Topped коническим обелиском, богатый причудливый показ Бернини сидит в блеске на Пьяцца Навона.
» Фонтана delle Naiadi голые нимфы, томящиеся вокруг крадущего сцену фонтана Piazza della Repubblica, вызвал скандал когда показано в 1901.
» Фонтана dell’Acqua Паола Кнаун римлянам как il fontanone del Gianicolo, этот грандиозный причудливый фонтан сидит на Холме Gianicolo.
» Barcaccia испанцы Понижает лидерство к этому фонтану затонувшего судна, предположительно смоделированному на лодке, сваленной на базарной площади наводнением в 1598.